Версия для слабовидящих Обращение граждан
Герб

Администрация муниципального образования
сельское поселение
«Село Ковран»
Тигильского района Камчатского края

История

Ковран – село Тигильского района, возникло в 1738 году, названо по расположению реки Ковран.

Первое упоминание о Ковранском поселении ительменов содержится в книге «Описание земли Камчатки», написанным знаменитым русским исследователем и ученым С. Крашенинниковым. (см.2 том, стр253 ). Время существования поселения отсчитывается от даты первого упоминания в письменных источниках. Таким образом, мы сегодня в 2015году справляем 277-ю годовщину нашего села! Современное село Ковран расположено в 4-х км. от устья реки и стоит на нынешнем месте с 1957 года. Село Ковран Тигильского района, Камчатского расположено на западном побережье Камчатского полуострова, на левом берегу одноименной реки в 4,5 км от побережья Охотского моря. Это достаточно красивое и удобное место, так как с северной стороны его прикрывают высокие скальные образования. Граница черты населенного пункта «село Ковран» включает в себя сложившиеся на сегодняшний день территории поселковой застройки, производственные территории, территории перспективной застройки по генеральному плану. Граница черты населенного пункта «село Ковран» включает в себя территорию общей площадью 25,05 га. Расстояние от административного центра поселения до г. Петропавловска-Камчатского 650 км. В основном село Ковран можно достигнуть авиационным транспортом, также гужевым и вездеходным способом через село Анавгай Быстринского района Камчатского края.

В селе Ковран по состоянию на 01.06.2015г. проживает 316 человек, которые обеспечены работой в основном в летнее время. Основное население (более 80 % из числа коренных малочисленных народов севера). Люди живут в основном в домах с печным отоплением. Гостиницы в селе нет.

Перечень предприятий, организаций производственного и социально-культурного назначения:

  • Участок Филиала Усть-Хайрюзовский АО «Коряктеплоэнерго»,
  • Пожарный пост с.Ковран,
  • МДОУ детский сад «Ийаночх»,
  • МОУ «Ковранская средняя школа»,
  • ФАП (фельдшерско-акушерский пункт),
  • МКУК «Ковранский сельский дом культуры»,
  • Сельская библиотека,
  • Ковранское отделение связи,
  • МКУК ительменский фольклорный ансамбль «Эльвель».

В Ковране три магазина: ИП Панков, ИП Комяков, ИП Соломенко.

Работают две родовые общины, в основном летом на рыбалке и зимой занимаются охот промыслом: Родовая община ительменов «Каврал» и Родовая община «Хэльмх».

Начиная с 1987 года, ежегодно в сентябре региональная общественная организация «Совет Ительменов Камчатки «Тхсаном» проводит традиционный обряд ительменов «Алхалалалай», который на неделю объединяет все коренные народы Севера Камчатки в одну единую семью. На этот праздник съезжаются гости из ближайших сел, всей России и из-за рубежа. Обрядовый праздник «Алхалалалай» является гордостью и Корякского автономного округа и Камчатской области.

Интересные природные объекты и ландшафты, с которыми у коренных малочисленных народов связаны исторические предания, легенды, обряды

На расстоянии 50 км. от села Ковран находятся широко почитаемые коренными малочисленными народами Камчатки природно-исторические объекты, такие как гора Эльвель, гора Бабушка, мыс Зубчатый, мыс Утхолок, остров Птичий, Лысая Гора, Старый Ковран и другие, с которыми связаны широко распространенные мифологические сюжеты, составляющие основу этнической культуры коренных народов Севера. У коряков и ительменов любое место на их традиционных маршрутах передвижения является священным местом или территорией.

По реке Ковран археологами зафиксировано около 150 памятников истории и культуры коренных малочисленных народов Камчатки, многие из них опубликованы в специальной литературе и являются памятниками археологии всероссийского значения. Указанные объекты предлагается использовать для становления этнического туризма.

Объекты традиционного природопользования

  • рыболовство, в том числе морское и речное, переработка биологических ресурсов;
  • промысел морских животных и птиц (зверобойный промысел);
  • добыча (сбор), переработка и реализация других водных животных и растений, в том числе морепродуктов, не являющихся объектами рыболовства;
  • охотничий промысел;
  • собирательство, включая сбор дикоросов, а также их переработка (ягод, грибов, съедобных и лекарственных растений, орехов и так далее);
  • огородничество;
  • сбор, переработка и реализация общедоступных для сбора вещей (кости животных, поделочные материалы, сухой древесины и так далее);
  • выделка шкур животных, в том числе морских;
  • изготовление национальной утвари, инвентаря, национальной меховой одежды, обуви;
  • изготовление национальных сувениров, иных художественных и иных произведений национальной культуры, а также их реализация;
  • плетение из трав и иных растений;
  • другие промыслы и ремесла, связанные с обработкой меха, кож, кости, поделочных и полудрагоценных камней;
  • строительство национальных жилищ или обустройство жилья в соответствии с национальными традициями и обычаями;
  • заготовка древесины для нужд коренного населения и ведения ими традиционного образа жизни;
  • строительство культовых и иных сооружений, а также обустройство мест, имеющих историческую, культурную, религиозную, экологическую, духовную и иную ценность для ительменов в соответствии с их национальными традициями и обычаями;
  • прочие традиционные промыслы, сельские и общинные производства и религиозные действия.

Национальные праздники и обряды

Обрядовый праздник «Алхалалалай», связанный с поддержанием традиционных образа жизни ительменов Камчатского полуострова, который по традиции проходит в сентябре каждого года;

В программе обряда «Алхалалалай» следующие мероприятия:

  • Выставки: местных художников, прикладного искусства, краеведческая и детских рисунков. По традиции ительмены славились особым складом мышления и поэтому художники среди них не редкость. Можно привести пример Запороцкого Валерия, Гуторова Олега и т.д.
  • Прикладное искусство распространено у ительменов. Это и резьба по кости, поделка различных сувениров и т.д. Поэтому участники праздника могут покупать на память сувенирную продукцию, сделанную из бисера, из бисера и меха, кожи, сувениры орудий промысла рыбы (запоры и чиручи), баты, балаганчики, ездовые нарты.
  • Имеется краеведческий музей, где можно узнать историю ительменов, сегодняшнюю жизнь и реальность.
  • Обряд «Очищение».

Обряд проводится строго историческим описаниям и сохранившимся традициям ительменов – первых жителей Камчатки.

  • Конкурс «Лучшая постановка запоров» (традиционных видов ловушек);
  • Конкурс на лучшую ительменскую гримасу;
  • Конкурс песни на ительменском и русском языках на тему: «Алхалалалай. Камчатка. Ковран».
  • Конкурс «Лучший обработчик лосося» в различных номинациях;
  • Конкурс «Лучший обработчик морского зверя»;
  • Конкурс Мимсх (Лучшая женщина-хозяйка), который включает песню на родном языке, национальный танец и блюдо, проверку краеведческих знаний;
  • Конкурс «Национальное блюдо»;

Детский праздник «Алхалалалайчик»

Это обряд проводится специально для детей дошкольного возраста. По традиции на данный праздник специально приглашаются дети с села Усть – Хайрюзово. Данный праздник дети ждут с большим нетерпением. Организаторы дарят для детей подарки, потому что этот праздник в жизни ительменов является главным в году.

В приспособленном помещении Дома культуры будут организованы выставки прикладного искусства, национальной утвари и других художественных произведений.

Ительменский обряд «Алхалалалай» проходит по традиции на общенародной Балаганной площади. Выставки – продажи национальных блюд организовываются в рамках праздника.

Посещение археологического памятника на горе Лысая

Гора Лысая находится от села Ковран в 2,5 км вверх по реке на её правом берегу. Это наиболее значимый памятник древних ительменов. Его возраст 700-800 лет. Памятник имеет площадь 35х35 м. здесь можно найти обсидиановые и кремневые отщепы, скребки, фрагменты текстильных горшков (керамика), наконечники и т.д. На самой вершине горы Лысой находится фортификационное сооружение – остатки крепости. В далекие времена здесь находилось городище – укрепленное поселение с валом и рвами, а также ямами от построек, прекрасный наблюдательный пункт. С него хорошо видно Охотское море и долина реки Ковран на много километров. Под ногами расстилается ковер из пахучих трав. Маршрут может быть пешим или транспортным; переправа через реку пешая или на лодке. На протяжении всего маршрута туристы могут любоваться живописными пейзажами камчатской природы. Маршрут проходит по ягодным и грибным местам и может быть использован туристами для сбора ягод, грибов, лекарственных трав под руководством местных гидов из числа жителей села Ковран. Высота горы около 50 метров. Подъем походит по обнаженной горной породе. В траве и на самой осыпи хорошо видны медвежьи тропы. На берегу реки, недалеко от горы Лысой, еще с незапамятных времен находились летовья ительменов, которые проживали здесь в сезон ловли рыбы.

Интересные археологические памятники находятся недалеко от устья реки, в 700 м. от Охотского моря, на правом и левом берегах реки. Сюда можно прийти пешком по тропинке вдоль реки. На стоянке на левом берегу отчётливо видны остатки 9 жилищ, на самом деле их было больше. Археологические находки – керамика, каменные орудия, обсидиановые отщепы, скрепки и т.д. Здесь впервые в истории археологии Камчатки в 1911 году летом проводились археологические раскопки В. И. Иохельсоном.

Доминирующей высотой в районе устья реки Ковран является мыс правого берега при впадении реки в Охотское море. На вершине мыса на отметке около 35 м находятся руины крупного жилища. они видны издалека. Они видны издалека. Это, видимо, руины фортификационного сооружения, т.к. представляют собой прекрасный наблюдательный пункт. При хорошей погоде отсюда видна гладь моря на десятки километров, на севере различимы Утхолонские горы, до которых 50 км, на юго-западе хорошо видны мыс Амбон, остров Птичий и гора Морошка. Здесь хорошо просматривается и долина реки Ковран с горой Эльвелик вдали. Эти места богаты разнообразной камчатской ягодой, грибами. В устье реки Ковран можно наблюдать за рыбалкой, а также самим половить рыбу. Можно увидеть, как в устье резвится нерпа, кормящаяся рыбой, заходящей на нерест. Особенно интересно наблюдать за этим с горы.

Посещение легендарной горы Эльвель

Гора Эльвелик является живописным природным объектом, с которым связаны бытующие в среде местных ительменов легенды. Одна из легенд гласит, что в далекие далекие времена жила на свете молодая девушка Эльвель. С рождения, висело на ней проклятье злого шамана Канна-Уэ – до 18 лет не должна была она показываться людям. Поэтому её отец, добрый шаман Квэзм увез девушку далеко в горы подальше от людских глаз, а сам наведывался в селение 1 раз в год весной, когда проходил ледоход на реке. Когда Эльвель исполнилось 17 лет, она уговорила отца взять её с собой, пообещав сшить лебяжью накидку. С тяжелым сердцем Квэзм отправился вместе с дочерью в селение. Там, на празднике, девушка обо всем забыв, скинула с себя накидку, два брата Каврал и Плахен полюбили молодую девушку. Начало сбываться проклятье злого шамана. Молодые парни из друзей превратились во врагов. Они отправились в путь на поиски Эльвель. Найдя её, оба посватались к ней. Не могла красавица отдать предпочтение кому-нибудь из братьев. А любила обоих. Квэзм, не зная что делать, превратил обоих юношей в реки. Эльвель рыдая, бросалась то к одной реке, то к другой. И тогда отец превратил её в высокую гору, а сам лег у подножья этой горы в виде невысокой сопки покрытой березами, теперь ительмены называют эту сопку Ухт. Ительмены связывают с этой легендой тот факт, что здесь легко можно заблудиться без проводника.

Отсюда виден мыс в устье р. Ковран. Этой стоянке почти 1000 лет. Сюда можно прийти пешком или приехать на транспорте. С одной стороны мшистая сухая тундра, с другой – лес, где можно прекрасно отдохнуть.

Высота горы Эльвель около 500 м. Подъем проходит по смешанному хвойно-лиственному лесу, затем по обнаженной горной породе. С высоты скальных уступов открывается великолепный вид окрестностей. На вершине горы находится деревянная фигура Хантая, хозяина горы.

Праздник «Каврал» проходит в конце мая начале июне месяца.

Каврал – древнее ительменское название реки, которая берет свое начало с гор Пенсантайна в Срединном хребте напротив мыса Утхолонский и впадает в Охотское море. Современное название реки – Ковран. Это – небольшая река с прозрачной и чистой водой, протяженностью около 100 км. Скорость течения реки – 1,5 м/сек. Долина реки богата растительностью: иван-чай или кипрей, черемша, кедровый стланник, можжевельник, багульник, каменная береза, тальник, папоротник, щавель, грибы разных видов, ягоды – брусника, жимолость, морошка, голубика, рябина, шикша, клюква.

На берегах Каврала веками проживает древний народ – ительмены – прирожденные рыболовы. На берегах ковранской речки также находятся охотничьи угодья. Здесь еще далекие предки в больших количествах промышляли соболя, лисицу, выдру и других животных, а также гуся, утку, куропатку, глухаря.

Река Каврал богата рыбой и круглый год местные жители питаются ей. Летом и ранней осенью ковранцы вылавливают лосось, поздней осенью – гольцов, а когда встает лед, многие жители бурят лунки в устье реки и рыбачат зимнюю корюшку, которая пахнет по-особому, а именно: свежими огурцами.

С конца мая до середин июня идет корюшка. Ее ловят удочкой или ставят на реке традиционные средства ловли – запоры, проверенные веками. На древнем ительменском языке слово запор звучит так: “т3апэз”. Ительменская ловушка для рыбы “т3апэз” устанавливается от берега по перек реки и состоит из следующих частей:

  • толья – забор, изготовленный из тальника, который создает сильное течение и направляет корюшку в ловушку – морду;
  • морда или щечки – ловушка;
  • мешок из дели, который прикреплен к морде.

Проплыв вдоль тольев, корюшка через морду-щечки попадает в мешок. Из-за сильного течения корюшка не может выбраться из мешка. Это – единственное на западном берегу место, где сохранился такой вид ловли.

Традиционный обрядовый праздник “ Каврал” возрожден в 2012 году. Ученый и путешественник Арсеньев В. К. писал: “Весной, когда взломается лед в реке, все ительмены собираются на берег и на одно из льдин кладут рыбу и приговаривают, обращаясь к реке: “Тлэ их! Ты,н мэзванкэ зылминэ,н!” – На, возьми! Это – наш дар тебе!

Исследовательница ительменской культуры Елизавета Орлова писала: «Издревле река представлялась ительменам живым существом, могущим реагировать на поступки людей. Для удачи в рыбном промысле в наступающем сезоне реку встречали и подносили свои дары…»

И сейчас традиции благодарения реки поддерживаются жителями села. Ежегодно в конце мая жители села Ковран и близлежащих сел дают дань благодарения реке – кормилице. Обряд благодарения реки и кормления морского бога «Нузавуча» проходят в устье реки Каврал и завершается прохождением тропы предков, которая идет вдоль берега от устья реки до села Ковран. Праздничный день продолжается различными конкурсами и концертом.

Приезжайте, полюбуйтесь сами,
Над Ковраном звездный ураган
Между тундры росными коврами
Спит село по имени Ковран
Трудовой закончен день июльский
Звезд накрыл нахлынувший туман
И гудит меж травами у спусков
Ительменская река Ковран
Рыбаки ждут рунный ход лососей
Чтоб до срока сдать рыбацкий план
От речных откосов до покосов
Даже ночью трудится Ковран.

(стих Федосеенко Станислава)